Население земли неумолимо взрослеет. Черту 60 +, именно с которой человек вступает в так называемый «серебряный возраст», перешагивает значительно большее количество людей, чем 100 лет назад. И общей тенденцией становится стремление человека серебряного возраста оставаться активным и востребованным. Стремление сохранять активность и востребованность рождает необходимость дополнительных усилий ведь здоровье многих уже начинает подводить. А кроме физического здоровья снижается концентрация внимания и начинает подводить память. Свою черную лепту в проблемы с памятью у многих внес и перенесенный Ковид-19. Забывчивость, сложность в припоминании, беспокойство «а выключил ли утюг, когда уходил из дома, закрыл ли дверь», все эти, казалось бы, мелочи «отравляют жизнь». Самый распространенный и правильный совет обратиться к специалисту не всегда выполним, или по причине отсутствия таких специалистов в месте проживания, или (что чаще) необходимость вкладываться в решение проблемы финансово.
Конечно, есть замечательные регионы, где реализуются важные и нужные социальные проекты для граждан серебряного возраста, например, такие как «Школы памяти», в рамках которых обучают тренировке памяти, учат профилактировать ее нарушения. Но, к сожалению, далеко не все могут попасть в число участников таких проектов.
Поскольку автор этой публикации тоже постепенно приближается к серебряному возрасту возникла личная заинтересованность в вопросе сохранения всех возможностей своей памяти и аккумуляции известных рекомендаций по данной проблеме. И, конечно, личный опыт в решении данной проблемы. Оговорим, что речь в статье идет о нормальном возрастном снижении памяти, которого мы хотели бы избежать. Случаи снижения памяти, связанные с болезнью, находятся в компетенции медиков.
Обычные возрастные изменения памяти закономерны и давно изучены. В детстве у большинства из нас достаточно хорошая непроизвольная память. Легко запоминаются стишки, считалочки и многое случайно услышанное (недаром психологи советуют родителям следить за тем, что говорится в присутствии детей). С возрастом мы больше опираемся на произвольную память, запоминаем, используя свое логическое мышление, логические цепочки. А еще, привыкаем хранить часть информации во внешней памяти (телефон, компьютер, флешки, записные книжки) и все меньше и меньше надеемся на свою память….
Так как же мы можем помочь себе сами?
- Начнем с того, что фундаментом продуктивной памяти является внимание, и именно снижение внимания становится одной из причин трудности запоминания и последующего воспроизведения (забывчивости). Внимание характеризуется такими показателями как объем, устойчивость (концентрация), переключаемость, произвольность.
К счастью, если такой показатель внимания как его объем (количество единиц информации, которые человек способен запомнить и затем воспроизвести) у каждого человека является врожденным (в норме это 5-9 единиц), то такой показатель как концентрация поддается тренировке. А именно он является важным для запоминания.
Наиболее известным и не потерявшим способом тренировки внимания является упражнение «Корректурная проба».
Повышая концентрацию, устойчивость и переключаемость внимания мы улучшаем способность к запоминанию.
Подойдут старые газеты или ненужные книги. Нарежьте прямоугольники с текстами, примерно размером денежной банкноты. Вычеркивайте, следуя по тексту, какую-либо гласную букву (просто потому, что они чаще встречаются в тексте). Необходимо вычеркнуть все буквы (например, А), встречающиеся в тексте. Для тренировки важна система, а именно ежедневная тренировка. Можно также фиксировать время упражнения и наличие ошибок (пропущенные буквы). Постепенное увеличение скорости выполнения упражнения и отсутствие ошибок создаст дополнительную мотивацию для занятий. По мере тренировок «корректурную пробу» можно усложнить, вычеркивая 2 разные гласные разными способами, например, букву О вычеркиваем вертикальной чертой, а букву И наклонной чертой, так мы дополнительно тренируем и переключение внимания.
Визуальные упражнения для концентрации внимания:
- На листе бумаги нарисовать точку диаметром 5 миллиметров. (можно не рисовать каждый раз заново, а носить с собой такой листочек) В течении 1 минуты смотреть на точку.
- Держать руки в стороны в течении 1 минуты.
- Следить за кончиком секундной стрелки часов в течении 1 минуты.
Повышая концентрацию, устойчивость и переключаемость внимания мы улучшаем способность к запоминанию.
- Каждый из нас любил учить стихи, когда нам это задавали в школе. Но заучивание стихов хорошо тренирует память. Да и другой эффект возможен. Вдруг представится случай блеснуть знанием стихов в приятной кампании. Или удивить коллег на корпоративе.
- Чтение вслух, с выражением любых литературных произведений ежедневно в течении 15 минут прекрасно стимулирует речевые зоны мозга и улучшает память. Особенно полезно пожилым людям.
- Запоминании маленьких по объему информаций (номеров телефонов, краткого списка чего-либо, имен, фамилий и т.п.) необходимо несколько раз повторить каждую отдельную информацию в течение первых 15-20 секунд после восприятия. Потренируйтесь и убедитесь в действенности способа.
- Можно придумать собственные лайхфаки, спасающие от забывчивости. Пример, который мы приведем, касается не только забывчивых, но и тревожных людей. Многие рассказывают о такой проблеме «Выходя из квартиры, уже у лифта мелькала мысль «а перекрыла ли я газ, а везде ли выключила свет? И тому подобные ситуации». Обходя квартиру перед выходом на работу, автор, при проверке газовой плиты, выключателей, закрывая дверь ключом и т.п. стала говорит себе слово «фиксируй» при каждом контролирующем действии. И это стало «спасением» и от тревожных мыслей, и от забывчивости.
- Очень полезны для памяти упражнения, координирующие работу полушарий головного мозга:
- «Кулак- ладонь» Левая рука сжата в кулак правая ладонь в вертикальном положении, разжата, меняем положение рук, локтями опираемся на стол.
- «Стульчик» Ладонь одной руки расположена вертикально, ее середины касаются пальцы другой руки, ладонь которой находится в горизонтальном положении, чередуем положение ладоней.
- Медленно поворачиваем голову из стороны в сторону. При каждом повороте делаем движение глазами в другую сторону.
- Рисование несложных фигур или узоров двумя руками одновременно.
Каждое упражнение выполняется в течении одной минуты.
Материал подготовила:
Психолог
Любовь Успешная #lyubovuspeshnaya
Вы можете нас найти #психологиастролог #psihologiastrolog #taynacheloveka