По мнению специалистов проблема гиперактивности и нарушения внимания у детей встречается все чаще с каждым годом. Мальчики страдают такими нарушениями гораздо чаще, чем девочки. Дети познают мир и им свойственна повышенная подвижность, поэтому определить наличие гиперактивности у детей младшего возраста достаточно сложно. Однако есть специальные методики, по которым можно точно определить существующую проблему, или ее отсутствие. В частности, опросники для родителей, педагогов, психологов, содержащие описание проявлений гиперактивности в поведении ребенка. На основании частоты проявлений, которую отмечает опрашиваемый, ставится бальная оценка и по сумме всех баллов дается рекомендация по обращению к детскому неврологу
Типичные проявления гиперактивности:
- Невнимательность: ребенок не может сосредоточиться на мелких деталях, ошибается в силу своей невнимательности. Не умеет сам организовывать свое время для занятий. Избегает учебную деятельность, где требуется умственная нагрузка. Часто теряет нужные предметы – ручки, карандаши, книги. На занятиях часто отвлекается от темы. Не способен точно выполнять стандартные требования учителя и т.д.
- Гиперактивность: ребенок не способен высидеть нужное время на уроке, на обеде. Он не может вообще сидеть спокойно, потому что всегда находятся в движении руки и ноги. У него повышенная двигательная активность, лезет туда, куда нельзя. Ему сложно играть самому и найти для себя спокойное время провождения. Очень общителен.
- Импульсивность: нетерпелив, не может дождаться окончания вопроса и сразу выкрикивает ответ. Любит перебивать во время разговора или влезает в разговор.
Причины гиперактивности:
Симптомы гиперактивности могут сопровождаться комплексом факторов:
- Наследственный фактор;
- Вредные привычки (курение и алкоголь) в период беременности;
- Недоношенность или преждевременные роды;
- Нарушения работы головного мозга вследствие травмы или инфекционного заболевания в раннем возрасте.
Пути коррекции гиперактивности:
Гиперактивность – как заболевание требует комплексного лечения у специалистов и правильного взаимодействия с ребенком в семье и учебном заведении.
Коррекция гиперактивности сочетает в себе психологические методы и медикаментозную терапию.
Кроме того, родителям необходимо научиться правильному взаимодействию с гиперактивным ребенком, что позволит улучшить его поведение и поможет адаптироваться в социальной среде.
Советы родителям, как вести себя с гиперактивным ребенком дома.
- Дома должна быть создана спокойная обстановка. Лучше всего, чтобы у ребенка была отдельная комната со спокойным, теплым цветом стен. В комнате не должно быть слишком много предметов, отвлекающих его внимание, следует обойтись необходимым минимумом.
- Режим дня важен для любого ребенка, а для гиперактивного это является необходимым. Очень важно, чтобы ребенок высыпался.
- Гиперактивные дети требуют внимания и терпения, поэтому следует соблюдать спокойствие и отмечать все положительные моменты в их поведении и хвалить даже за самые незначительные успехи.
- Гиперактивный ребенок всегда требует к себе повышенного внимания, поэтому очень важно уделять ему много времени, играть, общаться и учить общению в обществе, с детьми и взрослыми. Чаще всего такие дети своим вызывающим поведением привлекают к себе внимание.
- Следует избегать физических наказаний. Ребенок должен чувствовать поддержку со стороны взрослых и не должен бояться обратиться за помощью. Страх наказания никого не сделал лучше.
- Очень важно определить систему поведения – что можно, а что нельзя. Можно выработать совместную систему поощрений и своего рода штрафов за желательное и нежелательное поведение.
Если ребенок гиперактивен, то жалоб от педагогов не избежать. Очень важно родителям и учителю с первых дней поступления ребенка в учебное заведение наладить контакт и стать союзниками в воспитании и обучении ребенка с проблемами гиперактивности. Ввиду актуальности проблемы гиперактивных детей, школьные психологи готовы решать ее и обучают педагогов эффективному взаимодействию с такими детьми.
Советы педагогам, как вести себя с гиперактивным ребенком в школе.
- Лучшее место для гиперактивного ребенка в середине класса, напротив доски, чтобы учитель всегда видел его.
- С гиперактивным ребенком лучше всего работать индивидуально. Следует избегать завышенных или заниженных оценок и давать задания соответственно рабочему темпу и его способностям. Необходимо давать больше творческих и развивающих заданий, чтобы ему было интересно.
- Очень хорошо, когда создаются ситуации успеха, посредством которых ребенок привлекает внимание одноклассников позитивным способом.
- Задача педагога совместно с психологом научить таких детей необходимым навыкам общения со сверстниками и помочь адаптироваться в незнакомой обстановке.
Материал подготовила:
Психолог
Любовь Успешная #lyubovuspeshnaya
Вы можете нас найти #психологиастролог #psihologiastrolog #taynacheloveka