Гиперопека родителей. Последствия

Отношение родителей к ребенку, это своего рода система стереотипов поведения, которые практикуются во взаимоотношениях с ребенком. Это особенности понимания характера и личности ребенка, восприятие его поведения и поступков. Специалисты выделяют 4 типа отношений в семье, которые оказывают непосредственное влияние на формирование поведения и определенных черт характера ребенка:

Гиперопека родителей. Последствия.

  1. Диктат. Авторитарное поведение взрослых заключающееся в пресекании инициативы и подавлении развития чувства значимости и собственного достоинства ребенка. Приказы и наказание используются как основные формы воздействия на малыша. Ответной реакцией ребенка выступает ложь, лицемерие, грубость и часто ненависть и злость. Если сопротивление ребенка подавляется, то оказываются сломленными лучшие его качества, такие как самостоятельность, уверенность в себе и своих способностях, инициативность.
  2. Гиперопека – это система семейных отношений, когда взрослые члены семьи чрезмерно опекают свое чадо, обеспечивая своим трудом полное удовлетворение всех его желаний и потребностей, ограждают его от всех жизненных проблем и забот. Благие намерения («Ах, он же учиться еще и в художественной школе!», «У нее такое слабое здоровье и в школе много заданий задают!», «Пусть детство моего ребенка будет счастливым!») мешают правильному формированию личности. Основным критерием в воспитании ребенка является удовлетворение всех его желаний и требований, а также ограждение малыша от любых трудностей. Взрослые своими действиями, блокируют процесс подготовки ребенка к самостоятельной жизни за порогом родительского дома, вне зоны наблюдения родителей. В результате дети не приспособлены к жизни в обществе и не умеют общаться в коллективе. В какой-то момент ребенок начинает протестовать излишней родительской опеке. Интересно то, что, несмотря на видимую разницу в отношении к детям, авторитарных и гиперопекающих родителей, результат часто бывает очень схожим. Дети в обоих случаях освобождены от решения бытовых вопросов и проблем, возникающих в семье, и даже личные проблемы ребенка всегда решают взрослые.
  3. Невмешательство. Строится на целесообразности независимого существования взрослых и детей. Каждый живет своей отдельной жизнью. В основу такого типа  взаимоотношений ставится полная свобода ребенка и пассивность взрослых в воспитании младшего поколения.
  4. Сотрудничество. Общение старшего поколения с детьми построено на создании общих целей и задач, на построении совместной деятельности всей семьи. Общие семейные и нравственные ценности, позволяют преодолевать эгоизм ребенка. Семья в этом случае становится по-настоящему крепкой и сплоченной. Сотрудничество, безусловно, является оптимальным типом взаимоотношений между взрослыми и детьми.

Гиперопека родителей. Последствия.

А вот одной из самых распространенных ошибок воспитания является гиперопека. Этот тип взаимоотношений чаще встречается в благополучных семьях. Материальный статус позволяет не ограничивать ребенка в его желаниях. Также подобные ошибки встречаются в семьях с часто болеющими детьми, семьях с единственным ребенком, когда родительская забота начинает выходить за здравые рамки. Неработающие матери нередко чрезмерной заботой оправдывают свое пребывание дома. Гиперопекающие взрослые видят своего ребенка намного младше по сравнению с реальным возрастом и его развитием. Интересы ребенка, его увлечения, желания, мечты и эмоции кажутся родителям несерьезными и не требующими внимания со стороны взрослых. Ребенок оценивается родителями как не приспособленный к жизни, открытый для плохого влияния окружающей среды, неуверенным и уязвимым. Родители не доверяют малышу.

Как известно, если есть причины какого-то явления, есть и его последствия.

Гиперопека родителей. Последствия.

Наиболее частым последствием гиперопеки является бытовой (психологический) инфантилизм. Мы не имеем в виду не психофизическую патологию, которая находится в компетенции медицинских работников, а именно тот вид инфантилизма, который обусловлен неправильным воспитанием.  Зависимость от родителей, пассивность, безынициативность, поведение типа «избалованное ребенок» — признаки инфантильного человека. Наряду с инфантильностью становятся заметным эгоцентризм, неумение общаться с окружающими, замкнутость и скрытность. Ребенок не может самостоятельно принимать даже самые простые решения, пассивен, психически невынослив, неспособен к напряжению.

Гиперопека родителей. Последствия.

Детский и подростковый инфантилизм больше замечен у мальчиков. Это не значит, что инфантильных девочек меньше. Просто к ним предъявляют другие требования. От девочек не ждут ничего особенного в силу все еще устойчивых патриархальных традиций. К мальчику же иные требования. Он должен много добиться, оправдать ожидания родителей.

Инфантильные взрослые мало отличаются от инфантильных подростков: наивность, внушаемость, затруднения при занятиях, требующих волевого усилия. Бытовой инфантилизм у взрослых может выражаться, в частности, в недостаточном чувстве ответственности. Такой человек не умеет налаживать отношения с людьми, не сможет самостоятельно ставить цели и добиваться их. Инфантильный человек теряется не только при любой сложной ситуации, но часто не способен решать даже элементарные проблемы, например, заменить лампочку или взять талон в поликлинике. Попытки начать самостоятельную или семейную жизнь не увенчиваются успехом. Став взрослыми, они даже не пытаются жить отдельно, а остаются с родителями, потому что им так удобно, они не умеют строить свою жизнь самостоятельно.

Гиперопека родителей. Последствия.

Советы для родителей:

  1. Если родители считают, что их ребенок инфантилен, то необходимо посоветоваться с психологом, потому что возможно проблема в самих родителях
  2. Учитывая, что инфантильный ребенок стремится к детям младше себя, следует побуждать его к общению со сверстниками, учить сотрудничать с ними, решать конфликты.
  3. Рекомендуется поручить ребенку систематические обязанности, которые он будет четко знать. Но при этом ему нужно давать наиграться. Это особенно важно для младших школьников. Играть нужно в то, что встречается в жизни: «транспорт», «больницу», «детский сад», где ребенок должен выступать в сильной положительной роли.
  4. Стоит всячески поощрять стремление ребенка к самостоятельности, принятию собственных решений. Обсуждайте с ребенком важные семейные дела, пусть он верит, что внес свою лепту, и почувствует свою значимость.
  5. Ребенок должен учиться на своих ошибках: сам узнавать, что он может и понимать, чего он хочет. Важно чтоб ребенок имел опыт самостоятельного выбора с самых ранних лет.

 

Материал подготовила:

Психолог

Любовь Успешная         #lyubovuspeshnaya

Вы можете нас найти    #психологиастролог  #psihologiastrolog  #taynacheloveka

 

Рейтинг
( 28 оценок, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: